Учительские будни

1 декабря 2008     Образование
1
был 5 ноября 2013 в 11:22
Статьи

В том году довелось мне побывать на выпускном в классе, которому я полтора года назад преподавал информатику. Пообщался с теми ребятами и девчатами, воспоминания о школе нахлынули. Но не о школе глазами учащегося, а о школе, со стороны учителя. Этими воспоминаниями я и решил с вами поделится. Теми короткими вспышками памяти, которые возникают когда пытаешься вспомнить все целиком.

[b]Первый урок оказался грустным[\b]

Специальность, которой я обучался, называлась «ПиМНО» - «Педагогика и методика начального образования» и первые годы на ученической практике мы учили именно детишек начальных классов.

Самая первая практика, самый первый урок... У доски ведут урок сразу пять человек из нашей группы: три девушки и я с сокурсником Михаилом. Волнуемся ужасно. Перед нами то ли второй, то ли третий класс, тема урока: «Вредные привычки». Мы, сменяя друг друга, в лицах, с инсценировкой рассказываем про вред алкоголя, табака и наркотиков. Что-то на грани фола: то ли рассказываем как употреблять, то ли отговариваем от попыток. Сидящая на задних рядах комиссия время от времени нас поправляет.

И вдруг, во время итогового опроса («Какой еще вы знаете вред от алкоголя?») встает тихий мальчик с печальными глазами и громко так говорит: «А еще от алкоголя люди дерутся! У меня папа как напьется сразу маму начинает бить. И сильно бьет, до крови. И меня тоже бьет, если я не спрячусь. Мама иногда меня прячет, а папа если злой может и ногами бить. Мама говорит, что папа на самом деле добрый только пить не умеет».

Мы замерли. Одногруппницы мои срочно к доске отвернулись, пытаясь скрыть слезы. Члены комиссии тоже зашмыгали носами. Мы с Мишкой уж на что люди спокойные, но тоже как-то разом погрустнели. А мальчик молча сел на место, так и не дождавшись нашего ответа. На пару минут урок остановился, но мы кое-как пришли в себя и продолжили его. Правда до сих пор у меня осталось большое желание встретить этого «папу» и попинать ногами его, чтоб он почувствовал каково это. Вот только мальчику от такого «урока» вряд ли станет легче...

[b]Как «заморить червячка»[\b]

Впрочем был на моем первом уроке и смешной момент. Касался он пиявок. Готовясь к уроку мы перерыли кучу учебной литературы и нашли такой интересный факт: если пиявка попьет крови того, кто несколько минут назад курил – она отвалится и умрет. Для нас, взрослых, это было шоком. Ведь умирает же пиявка! Это можно ж себе представить как травится кровь от одной сигареты!! Мы решили сделать этот факт центральным моментом рассказа.

И вот Михаил дошел до этого момента – кульминации урока. Мы внимательно следили за детьми – как же они воспримут такое известие? Но дети никак не среагировали. Думая что они просто не поняли сути, не услышали Мишка повторил: «и вот она отваливается и умирает! Совсем умирает! Представляете?!». Класс безмолвствовал. И вдруг среди общего молчания вверх поднялась тонкая детская ладошка. Михаил кивнул, разрешая вопрос, с места встала девочка с бантиками и звонко спросила: «А что такое «пиявка»?».

Мы не были готовы к такому вопросу. «Ну..., - начал подбирать слова Мишка – это такой червячок..он кровь пьет..Плаваете вы в речке, он укусит и пьет..вот...» На лицах детей явно читалось отвращение. Момент мы замяли и перешли к следующему этапу урока. Но когда мы в конце урока спросили у детей что же они усвоили из сказанного та же девочка встала и так же звонко сказала: «Надо курить! Тогда червяки, которые кровь пьют, будут отваливаться и умирать!».

Объяснили, называется, детишкам вред курения...

[b]Не все скороговорки одинаково полезны[\b]

Курсу к третьему мы были уже основательно «подкованы» в плане построения уроков и, как правило, не допускали отклонений от плана. Еще свежи были в памяти свои школьные годы, и как сорвать урок мы знали, поэтому пресекали эти моменты еще в самом начале. Но бывали и у нас ошибки.

Помню, как я во время прохождения учебной практики начал вести у третьих классов чтение. Для разминки перед уроком я предлагал школьникам читать скороговорки. Каждый урок начинался с того, что один ребенок произносил заученную дома скороговорку, а остальные повторяли. На одном из уроков оказалось, что скороговорки выучили только двое, и тогда я разрешил детям проговаривать свои скороговорки, которые они знают, а не те, что я им давал. В то время я знал только одну скороговорку, которая могла быть опасна в детских устах: «Ох у ели, ох у ели, ох у ели злые волки» и думал что я успею ее прервать. Но оказывается была и другая скороговорка.

Мальчик встал и громко, с выражением, произнес: «Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я». Он произнес это четко. А вот весь класс, что стал сразу пытаться ее повторить, ошибался почему-то все в одну сторону – в нецензурную. За потерю контроля на уроке я получил солидный выговор от проверяющей комиссии.

[b]Учитель – фигура известная[\b]

Если я не всегда запоминал своих учеников, то уж они меня помнили долго. Поэтому и вести себя приходилось соотвествующе, чтоб не опозорится в их глазах. Следить за своей одеждой, поведением в общественном месте, вовремя бриться и стричься. Бывали и курьезные случаи.

Еще учась на первом и втором курсе я ходил в бассейн. И вот уже после первой практики, в один из дней, когда я плавал в этом бассейне, из-за спины со мной кто-то поздоровался: «Добрый день, Алексей Юрьевич!». Я чуть не утонул от неожиданности – никогда до этого не слышал в таком месте такого приветствия. Поворачиваюсь – а за мной плывет мальчик. Совсем еще малой, а ногами загребает – будь здоров! Получше меня плывет.

«Ты кто????» - спрашиваю его я. «А я Дима. Вы же у нас математику вели, помните?» - улыбается парень. «Плыви отсюда, мальчик, не мешай. Видишь дядя занят» - я не нашел, что сказать лучше и уплыл. В бассейн я ходить перестал – как-то несолидно мне почему-то казалось ходить в костюмчике на урок к тем, кто со мной в одну раздевалку ходит.

[b]«Поймали тишину»[\b]

На последнем курсе вуза я почти две четверти преподавал информатику в одной из школ. Преподавал сразу у нескольких классов: от шестого до одиннадцатого. Школа большая, и как следствие, дисциплина в классах далеко не всегда была на высоте. Поэтому первый урок я обычно посвящал именно дисциплине.

Важным фактором в восстановлении тишины в классе во время урока был громкий хлопок в ладоши – это называлось «поймать тишину». После этого все разговоры и шум в классе должен были прекратиться, иначе начинались резкие карательные меры: от низкой оценки до вызова родителей. Мои классы как-то быстро усвоили этот урок, а вот одногруппницам моим не так повезло.

Пришел я на урок к нашей отличнице Олечке – это требовалось для ведения дневника по практике. Пришел после выходных, не выспавшийся, небритый, злой. Классу меня представлять не стали, поэтому не все знали что этот за мрачный дядя сидит с тетрадкой за последней партой. И дисциплины в этом классе явно не было – шум, гам, ругань, и абсолютно наплевательское отношение к молодой учительнице.

Терпения моего хватило ровно на 20 минут. После чего я встал. Прервал урок. Прошел к доске. Развернулся. Громко хлопнул в ладоши чтоб привлечь внимание. И начал тихо объяснять «по пунктам»: 1) Если учитель в классе, да еще и не один – дети должны сидеть ТИХО. Учителя надо уважать независимо от пола, возраста и общественного положения. Хотя бы для видимости;

2) Не надо думать что учителя не могут распустить руки. Это заблуждение. Могут, и я даже пофамильно могу назвать на кого я их распущу если они еще раз попробуют сорвать урок,

3) Ученики ***, ***, *** и *** получают двойки за поведение. В дневник. Они знают за что. И если они против – могут немедленно идти к директору, и я ему объясню за что. После чего им явно придется искать другую школу,

4) Есть волшебное движение, которое называется «поймать тишину» и выглядит оно вот так,

5) Я надеюсь что все меня поняли. Теперь открываем тетради и пишем!

Конечно я на самом деле не мог «распустить» на кого-то руки, да и двойки ставить не имел права. Но дети то об этом не знали. Поэтому угроза возымела действие: мои методы были взяты на вооружение и проблемы с дисциплиной в этом классе постепенно исчезли.

[b]А я люблю...учителя[\b]

На своих уроках да и после их я всегда старался «держать дистанцию» между моими учениками и собой. Никакой фамильярности и панибратства. Я – учитель Алексей Юрьевич, они – ученики ***ев, ***ова и так далее. Но в старших классах доводилось встречать очень даже интересные попытки выйти за рамки школьного общения. Видимо девушки считали так: учитель молодой, интересный – может все таки познакомится? Вот и приходили несколько раз юные «Лолиты» на мой урок не переодевшись после физкультуры: в обтягивающей маечке, коротких шортиках. Садились на парту, пытались завести какие-то разговоры о личных делах, но мне это было смешно и не более. У меня в то время уже давно как была постоянная девушка, да и против я подобных отношений. Поэтому приходилось вежливо, но непреклонно завершать разговор и выводить поскучневших девушек из кабинета – проблемы с несовершеннолетними мне были не нужны.

[b]Алексей Юрьевич, давайте танцевать![\b]

Помню я и свой последний день в школе – когда я увольнялся, переходя на работу в газету. В тот день я мог бы уйти и пораньше – суббота, у меня уроки только до часу. Но я задержался – на одном компьютере барахлило подключение к сети, и я решил его настроить как следует напоследок. В итоге пришлось переустанавливать систему и делать все «с нуля»...

Только в восемь часов вечера я закончил работу. Спустился со второго этажа вниз по лестнице и неожиданно для себя угодил в большую танцующую компанию. Суббота, сельская школьная дискотека. Меня окружили девчонки, затянули в толпу, заголосили, начали плясать вокруг, не давая мне уйти – знали, что я у них в школе последний день. «Алексей Юрьевич, ну останьтесь, потанцуйте с нами пожаааааааааалуйста!!!». Из хоровода выбраться долго не удавалось. Благо коллеги помогли – подбежали трое учительниц, разомкнули круг и вытащили меня оттуда – в помятом пиджаке, с помадой на рукаве, взъерошенного. «Бегите к остановке, Алексей Юрьевич, - сказали они – мы их задержим».

Алексей Деменко

"Старооскольский Курьер"


нет оценок


 
prem
 
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на 4725.ru

Пользовательское соглашение

Copyright © 2003-2017 4725.ru
Старый Оскол - onLine
Создание сайтов в Старом Осколе Веб-студия